Сценарий мероприятия об именах

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сетищенская основная общеобразовательная школа»


Внеклассное мероприятие
«Что в имени моем?»
Подготовила и провела

классный руководитель

2 класса

Кудинова Т.И.


Сетище 2013 г.

Участники: ученики 2 класса

Цели:

- приобщение учащихся к культурным традициям, связанным с родным языком, литературой, историей, этнографией.


Задачи:

создать условия для развития у учащихся

-интереса к поисковой работе, уважения к традициям семьи, к собственному имени, к осознанию своего места в мире людей.

Метапредметные задачи:

создать условия для развития у учащихся:

Познавательные:

- умения выделять и формулировать познавательную цель;

-навыков работы с различными источниками информации;

Регулятивные:

- умения принимать и сохранять учебную задачу; навыков поисковой деятельности, умения строить интересные устные высказывания, совершенствовать свою речь.

Коммуникативные:

–умения участвовать в коллективных мероприятиях, приобретать бесценный опыт общения друг с другом, учителем.

Личностные:

- умения вести диалог, строить отношения между детьми в коллективе.

Оборудование.

Музыкальный центр для воспроизведения музыкальных фрагментов, по количеству учащихся листочки и ручки, «лепестки ромашки» с именами и переводами данных имен, исследовательские работы у каждого ученика (каждый ученик получил задание на подготовительном этапе и выполнил его к данному мероприятию).


Ход мероприятия.

1. 1.Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята.

- Отгадайте загадку: Что тебе дано, а люди пользуются? (Это имя)

Александр Сергеевич Пушкин писал:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
-А три тысячи лет назад легендарный поэт Древней Греции Гомер сказал:
Есть в мире сердце, где живу я...Нет меж живущих людей, да и не можети быть безымянных;
В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимыхсвоих получает…

Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем.

Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы. Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. Исторические сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу. Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя.

Изучением имен занимается особая наука, которая носит название ономастика и её раздел антропонимика

Ученик.

Имена имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далекому прошлому, к истокам развития русского языка


Ученик.

В языке каждый звук оказывает влияние на человека. Одни звуки радуют, другие печалят, третьи раздражают. Считается, что имя влияет на характер человека, На его поступки, отношения с людьми, выбор профессии.

Ученик.

Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов. Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим.


Учитель.

Подумайте, как могли появиться такие имена: Упырь Лихой, Волчий Хвост, Шумило, Болван, Лишний, Лубяная сабля, Износок.

Ученик.

В старину могли дать имя по внешности (Губа), характеру (Шумило), порядку рождения (Первуша). Были имена – обереги (Гнилозуб, Ончутка, Ждан, Неждан, Любава). На выбор имени могли повлиять время и место рождения (Суббота, Зима, Дорога), профессия родителей (Сом, Муковоз).


Учитель.

-Как вы думаете, что такое имя?

-Почему с самого рождения красивыми и не очень, звучными и скромными, русскими и иностранными нарекают человека именами?

Ученики:


Имя – это название, наименование, особенное слово.

Имена – привычные на слух слова, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека.

Имена должны быть у всех людей.

Имя много значит для человека. Оно раскрывает характер человека, может повлиять на судьбу человека.

Многие личные имена, которыми называют новорожденных, были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов, в основном греческого и римского происхождения.
2.Учитель.
-А что вы узнали о своем имени?
Ученики рассказывают о происхождении своих имен.
3.Игра «Ромашка»
Ученики берут лепесточки от ромашки, на которых написаны их полные имена.
- Прочитайте, что написано на лепестках ромашки?
- Что необычного заметили?
-Правильно, ваши имена, записанные на лепестках, немного отличаются от тех, с которыми вы обращаетесь друг к другу. Здесь написаны ваши полные имена, а вы обращаетесь друг к другу, используя сокращенные имена.

Учитель.


Все наши имена имеют различные формы. Так Екатерину можно назвать Катя, Катюша, Катерина, Катенька. Кет, Катрин. Подумайте, какие из них можно употреблять в официальном обращении, а какие в обычном бытовом общении?
-А сейчас составьте «Ромашку» формы своего имени.
Ученики составляют цветок и прикрепляют его на доске.
4. Игра «Найди пару»
Учитель.
-Посмотрите на доску.

На доске записаны имена: Женя, Маша, Толя, Захар, Ваня, Катя, Лиза, Евгений, Мария, Анатолий, Иван, Екатерина, Елизавета. Запишите их парами.

Ученики выполняют задание.

- Какое имя осталось без пары? (Захар) Это имя употребляется только в одной форме, которая хотя и короткая на вид, но считается полной. Приведите примеры таких имен.

- Имена, как известно, бывают мужские и женские. Это задание выполните, работая в паре. Из слов, которые я буду диктовать, вправый столбик запишите имена девочек, в левый – мальчиков. Вера, Коля, Саша, Марина, Наташа, Миша, Валя, Оля, Матвей, Женя.

Ученики выполняют задание.

-Какие имена записали в оба столбика? (Женя, Саша, Валя).

-Почему?


5. Работа в группах.

Учитель.


-Сейчас вы разделитесь на группы:

1 группа, чьи имена начинаются на гласную букву.

2 группа, чьи имена начинаются на согласную букву.

3 группа, чьи имена имеют только полную форму.

Задания для групп:

1 группа:

Составьте именные альбомы по именам ребят своей группы (значение, происхождение, влияние на характер, именины)

2 группа:

Сколько имён в нашем классе, какие из них повторяются, какие являются редкими.

3 группа:

Придумайте вопросы, связанные с именами литературных героев.

6. Итог мероприятия.

- Ребята, спасибо за то, что так ответственно и грамотно, а также творчески подошли к заданию по поиску происхождения своего имени. Мы увидели интересные работы.

- Мне бы хотелось закончить словами выдающегося философа П. А. Флоренского: «Имя само по себе не дает хорошего или плохого человека. Надо потратить много сил, чтобы заполнить его надлежащим содержанием». Помните это!


Литература:

1.Волина В. Загадки от А до Я. – М.: Олма-Пресс, 1999.


2.Зима Д.иН.Тайна имени. – М. 2002.
3.Хигир А. Энциклопедия имён. Имя, характер, судьба. – М.: Эксмо, 2005.
Источник: http://nenuda.ru/%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B2-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D0%B5%D0%BC.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Скачать к уроку начальной школы Внеклассное мероприятие "ТАЙНЫ МОЕГО ИМЕНИ " Поздравление с днем рождения музыкальный плейкаст женщине

Сценарий мероприятия об именах Сценарий мероприятия об именах Сценарий мероприятия об именах Сценарий мероприятия об именах Сценарий мероприятия об именах Сценарий мероприятия об именах Сценарий мероприятия об именах Сценарий мероприятия об именах