Международные конкурсы исследовательские работы открываю мир

Международный конкурс исследовательских работ учащихся
Трагедия храма Святого Пророка Ильи
Краснов Алексей Валерьевич
МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1»
11 «а» класс
краеведение
Руководитель:
Краснова Светлана Леонидовна
высшая квалификационная категория
МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1»
учитель начальных классов

Ильинский -2012

Содержание

Введение 3с

Глава 1. Краткая история храма Святого Пророка Ильи. 4с.

Глава 2. Репрессии против церкви. 7с.

2.1 Воплощение в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и

школы от церкви» в Ильинском. 7с.

2.2 Разрушение церкви Святого пророка Ильи. 9с.

2.3 Из воспоминаний Серебровой Н.А. 11с.

^ Глава 3. Репрессии против священнослужителей. 13с.

Глава 4. Возрождение храма. 17с.

Заключение 18с.

Список используемой литературы 19с.

Приложение 20с.

Введение

Посёлок Ильинский славен своими истоками, своими корнями, своей историей. Культурное наследие Ильинского необычайно велико и разнообразно. Село Ильинское сыграло большую роль в истории Обвинского Поречья и Прикамья в целом. Являясь центром Строгановского имения, село развивалось как административный и торговый центр, развивались ремёсла и крестьянские промыслы.

Название посёлок получил благодаря храму Святого Пророка Ильи. У всех, кто впервые входит в наш храм, непременно замирает душа от удивительного чувства, что это - не просто здание, а особое, пронизанное духовным светом место. Здесь все таинственно, спокойно, возвышенно и величаво. Как не похож мир храма на обычную жизнь! Здесь исчезают тревоги, печали, душа умиряется, и на глазах невольно наворачиваются слёзы.

История нашей православной церкви, как и многих других храмов в России, печальна. Со времён своего создания претерпела она много невзгод, но, несмотря на все трудности, всё же, вознеслась и стоит в центральной части посёлка, радуя нас своим величием. Хотя прежний вид, увы, к церкви уже никогда не вернётся. Так появилась тема моей работы «Храм Святого Пророка Ильи», где в дальнейшем была сформулирована цель: изучение истории храма с советского периода по сегодняшний день. Задачи: познакомиться с архивными документами, рассказывающими об истории появления храма Святого Пророка Ильи. Поработать с музейными документами. Изучить краеведческую литературу по данному вопросу. Побеседовать с сотрудниками музея и со старожилами. Собрать иллюстративный материал о церкви. Сделать соответствующие выводы и оформить работу.

Гипотеза: предположим, что сталинские репрессии отразились на истории существования храма Святого пророка Ильи в селе Ильинском.

Объект: исторические события времен сталинского правления, советский период.

Предмет: история существования храма святого пророка Ильи.

^ Глава 1.Краткая история Храма Святого Пророка Ильи.
В первом упоминании об Ильинском (перепись Яхонтова, 1579)1 сказано: «Погост Обва на реке Обва, а в нем церковь деревянная во имя Святого Пророка Ильи». В те времена населенные пункты обычно получали свои имена по названию расположенных в них храмов. Поэтому в следующей переписи (Кайсарова, 1623-1624)2 погост Обва уже именовался погостом Ильинский и являлся одним из самых крупных поселений в бассейне реки Обвы.

Основную массу прихожан - составляли крестьяне; Строгановские служащие, или вотчинники. В отдельные социальные группы с особым статусом во внутриприходском пространстве выделялись: нищие, подворники (т.е. те, кто не имели собственного дома и жили в чужих домах), члены неполных семей – бобыльских и вдовьих.

Интересно отметить, что в то время, как власти стремились бороться с нищенствующими, в приходской среде существовал своеобразный культ нищих, а помощь им считалась не только богоугодным делом, но и служила залогом благополучного состояния прихода. Например, существовало поверье, что нищие оберегают поля от града. «…А это братии3 весьма довольно, не только из смежных приходов, но и дальних… Замечательно, что на здесь не бывает на хлебных полях градобитий. Народ приписывает, что это ради нищих. Также здесь никогда не было времени, когда бы ни было среди нищих субъекта, обделенного в умственном отношении. Жители замечают, что здесь село и церковь без этого ни были и не будут»4.

22 июля 1769 года преосвященным Варфоломеем, епископом Вятских и Великопермских, из ведомства Соликамского духовного правления приказчику Ионе Шелковникову священноцерковнослужителям и мирянам

села Ильинского была дана храмозданная грамота на постройку вместо обветшавших двух деревянных церквей новой каменной церкви во имя Святого Пророка Ильи с приделом Святителя и Чудотворца Николая. В том же году ветхая Пророко-Ильинская церковь была разобрана.

Никольский придел нового храма усердием прихожан и притча был построен в 1775 году и в июле месяце был освящен. В июле 1778 года главный управляющий пермским именем графа А.С. Строганова Яков Афанасьевич Бушуев направил письмо епископу Лаврентию, в котором говорилось, что церковь в селе Ильинском окончательно завершена, имеет «благопристойное украшение» и поэтому необходимо прислать «кого заблагорассуждено

_______________________________

1,2,4 – Шишонко В., Пермская летопись, период 2, Пермь-1882г.,с.-244-245 (копия документа)

3 - нищие.

будет» на новое освещение, по церковному чиноположению. Таким образом, село Ильинское

получило новый храм Святого Пророка Ильи в каменном исполнении. (Приложение-1)

«В начале XIX века в селе Ильинском действовал каменный Пророко-Ильинский храм с теплым Никольским приделом, в 1830 году Ильинский посетил епископ пермский Мелентий. В 1833 Ильинская церковь имела 6110 прихожан общего пола. Церковные штаты состояли из одного протопопа, одного священника, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей»1.

Церковь была «прочна и внутренним благолепием в хорошем состоянии»2. Была необходимость побелить стены, достроить каменную ограду, а также поправить колокольню, стоящую в связи с церковью, так как она несколько отклонилась. Для этого понадобилось освидетельствование о ее состоянии губернского архитектора. В 1837 году Софья Владимировна Строганова предписала выделить на перестройку этой колокольни 7 тыс. рублей, а если возникнет необходимость перестройки самой церкви, то необходимую сумму она велела испрашивать в 1838 или 1839 году. Предписание графини было выполнено – в 1839 году колокольня, высотой вместе с крестом 28 саженей, построена заново, а у храма появился еще один теплый придел – Благовещенский.

В том 1839 году село Ильинское посетил известный писатель Мельников-Печерский(Приложение -2). В своих «Заметках на пути их Тамбовской губернии в Сибирь» он очень увлекательно написал об Ильинском храме и его прихожанах: « … После того как мы осмотрели археологический кабинет г. Волегова (управляющего Строгановским имением), отправились в церковь. День был праздничный и ярмарочный, следовательно, церковь была полна народа. Толпы за толпами приходили и выходили из церкви. Каждый приходящий ставил праздничную грошовую свечу и, положив несколько земных поклонов, тотчас же уходил по причине тесноты необыкновенной. Надобно заметить, что здесь все торгующие на ярмарке ни за что в свете не начнут своей торговли, не поставив свечу и не помолясь Богу…».

__________________________________________________________________________

1,2 –Фонд Строгановых. Российский гос. архив древних актов,. Фонд 1278. Дело 3401, лист 2-оборот2, (копия документа)

Глава 2. Репрессии против церкви.

2.1 Воплощение в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Ильинском.

С установлением Советской власти начались репрессии против церкви. Политика Советского государства по отношению к церкви и религии определялась Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятым в январе 1918 года.

Долгое время документы, раскрывающие суть проведения в жизнь этого декрета, находились под запретом, и только в наши дни появилась возможность изучать их. В Ильинском районном архиве сохранились некоторые документы, содержащие сведения о выполнении на территории Ильинского района декрета об отделении церкви от государства. Это—«Наряд народного судьи 13 участка Пермского уезда с бумагами и протоколами о проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства за 1920 год», «Дело народного судьи 13 участка Пермского уезда за 1921 год»,а также «Жалобы, заявления граждан, материалы по их рассмотрению».

В Ильинском районе, который до 1923 года представлял собой ряд волостей, декрет об отделении церкви от государства притворялся в жизнь довольно активно. Об этом свидетельствуют документы. На запрос народного судьи о проведении декрета на территории Богородского волисполкома председатель последнего отвечает: «... волостной исполнительный комитет имеет честь сообщить, что декрет об отделении церкви от государства в 1918 году был проведен и документы сохранились». Подобные письма народному судье пришли из Ильинского, Сретенского, Слудского волисполкомов.

В ходе проведения декрета положение церкви изменилось: здания церквей, часовен, а также их имущество, необходимое для совершения культовых обрядов, были переданы общинам верующих.

Ценные сведения о том, как выполнялся декрет об отделении церкви от государства в Ильинском районе, можно найти в анкетных листках за 1920 и 1921 годы. Эти анкетные листки были спущены из Пермского губернского отдела юстиции волисполкомам для заполнения. По ответам в анкетных листках можно сказать, что церквей и часовен на территории волисполкомов было много. Так, «… в Ильинской волости - 3 церкви (православная, единоверческая, старообрядческая) и 2 часовни; в Сретенской - 2 церкви, 8 часовен; в Средне-Егвинской - 2 церкви, 1 часовня; в Филатовской - 1 церковь, 2 молитвенных дома»1.

Из этого же источника мы узнаем об изъятии у церквей капиталов. «При православной церкви (с. Ильинское) наличные капиталы 1404 руб. и билетами - 8160 руб. 22 ноября 1918 года сданы в Ильинское кредитное товарищество; при единоверческой церкви наличные капиталы - 1221 руб. и билетами - 30000 конкурсы руб. сданы туда же2.».

Земли, дома, ранее принадлежащие церкви, национализировались и поступали в распоряжение государственных органов и советских учреждений. Всего у церквей в нашем районе было изъято к «…1921 году домов с пристройками - 16, пашни - 373 десятины, покосов - 204 десятины…»3.

Из анкетных листков узнаем о судьбе метрических книг при церквях, в которые заносились все данные о родившихся, бракосочетающихся и умерших. Из ответа председателя Средне-Егвинской волости о судьбе метрических книг: «Изъяты в 1918 году, но во время бывших переворотов многие уничтожены». Хорошо, что не все метрические книги постигла такая судьба, они уцелели и сейчас находятся на хранении в райархиве.

Анкетные листки проясняют отношение граждан к проводимому декрету об отделении церкви. В Ильинской волости оно характеризуется как «среднее»; в Васильевской - «более религиозные люди недовольны, но резких недовольств не наблюдается»; в Сретенской - «нежелательное»; в Кривецкой - «недоверчивое»; в Богородской - «неудовлетворительное»; в Средне-Егвинской - «пассивное».

^ 2.2 Разрушение церкви Святого пророка Ильи.

В 30-е годы, когда началось раскулачивание, на церковь посыпались новые удары. Закрытию подверглись многие церкви и часовни в селах, деревнях Пермско-Ильинского района. Именно тогда в селе Ильинском была уничтожена церковь Святого пророка Ильи, архитектурная жемчужина Обвинского края (Приложение -3).

За свой храм приходская община боролась несколько лет. Настолько активно сопротивлялись ильинцы закрытию Храма, что 16 января 1937 г. Комиссия по вопросам культов при президиуме ВЦИК послала в Свердловскую Культовую Комиссию раздраженное письмо: « Сообщите последнее решение в части возврата староцерковникам церкви с Ильинского Пермско-Ильинского района. Времени прошло более чем достаточно для того чтобы вынести определенное решение. Поток жалоб к нам от верующих не прекращается!»

Действительно, группа верующих Церковного Совета староцерковной общины включающая около 1000 человек, посыпала письма Свердобкульткомиссию, во ВЦИК, районному прокурору с одной только мольбой – вернуть храм верующим. Но ответов не было. Храм тем временем был передан группе верующих обновлеченского течения «в числе 70 человек», а православным позволили исправлять свои религиозные нужды в здании

__________________________________________________________________

1,2,3- из описания анкетных листов З.Щуриковой, специалиста райархива.

единоверческого храма. Вскоре обновлеченская община распалась, священник оставил служение. 7 сентября 1934 г. Пермско-Ильинский РИК, не имея законного права, храм опечатал, а сторожей удалил, храм стоял пустой, подвергаясь постепенному разграблению.

Особое упорство в отстаивании своих прав на свободное вероисповедование проявила жительница Ильинского, председатель Церковного Совета Ильинской староцерковной общины Медведева Манефа Петровна. От имени прихода она написала прошение в комиссию Советского контроля при СНК СССР, а после – лично Марие Ильиничне Ульяновой – « сестре нашего незабвенного великого вождя Владимира Ильича». Мелким аккуратным почерком пишет Манефа Петровна страницу за страницей, ища в письме « справедливости и законности» просит оказать « свою посильную помощь нашем деле, как у нас в Советском Союзе иногда бывает трудно найти справедливость и отзывчивость на ту или иную нужду граждан у своих местных советских властей». Но и руководители высшего ранга письмо женщины проигнорировали и, судя по всему, до адресата не дошло, лишь разозлив высшие чины своей настойчивостью.

Вердикт вынесен 10 сентября 1937 года: « Постановление Президиума Свердловского облисполкома от 4 февраля 1937 года о закрытии церкви в с. Ильинском Пермско-Ильинского р-на – утвердить, церковь закрыть. Здание снести. Председатель ВЦИК М.Калинин».

Первым делом сломали кресты, скинули колокола. Старожилы вспоминают, как лихо рвали комсомольцы парчовые, ручной ризы старинные ризы себе на портянки (Приложение-4).

В 1938 г. Решили разобрать здание на кирпичи для строительства школы. Но не много кирпича удалось применить для дальнейшей постройки: раньше строили на века, стены поддавались с трудом, а кирпичи выламывались целыми глыбами. Посреди села остался памятник варварству – обрубленный Кубик (Приложение- 5)– растерзанная трапезная бывшей когда-то пятиглавой белоснежной красавицы. Кладбище, на котором были похоронены священнослужители и многие известные жители Ильинского, перестало существовать. На этом месте сейчас торговый центр, - такое выражение нашла « любовь к отеческим гробам».

Здание несколько лет использовалось под сыроварню. Разумеется, сливных систем предусмотрено в храме не было, и канализационные стоки текли прямо по поселению – по главной площади под горку, а Обву. Из-за такой антисанитарии сырзавод перенесли, крышу разобрали на дрова, и здание стояло, продуваемое всеми ветрами.

^ 2.3 Из воспоминаний Серебровой Н.А.

Пропаганда атеизма активно началась после завершения коллективизации. Было создано общество воинствующих безбожников. В Ильинском в него входили взрослые и школьники старших классов. Атеисты стремились отделить от церкви и молодежь. В дни религиозных праздников организовывались различные мероприятия, танцы и прочие увеселительные развлечения. В пасхальную ночь, например, напротив церкви на стене нынешнего здания краеведческого музея демонстрировались кинофильмы антирелигиозного содержания. В школе антирелигиозная работа начиналась с первых классов и велась на уроках, на специальных утренниках, вечерах, пионерских сборах. В ДК в тридцатые годы устраивали диспуты между священником и атеистом. Атеистов иногда присылала Пермь. Диспуты проходили с переменным успехом сторон. Атеистическая пропаганда шла по всем каналам: печать, радио, кино, театр. Работали писатели-сатирики и художники-карикатуристы.

Церковь в Ильинском закрыли где-то в середине тридцатых годов. Причем по просьбам трудящихся, особенно интеллигенции. Разносили подписные листы, в которых граждане просили или требовали закрыть церковь, как источник мракобесия. А в дальнейшем храм был разрушен, тоже с молчаливого согласия трудящихся. Уж очень часто мы соглашаемся со всем бездумно.

А мы любили это здание. Белоснежное, с золотыми крестами и куполами, высокой колокольней, садом, огражденным красивой решеткой. Жаль было разрушенной колокольни и сброшенных с нее колоколов. Мы сжились с колокольным звоном наших церквей. Летним утором этот звон был слышен в Сретенском, Посаде и Богородском.

Колоколов на нашей церкви было много, и были они разного звучания. Колокол собирал верующих на молитву, в нужных местах богослужения звучал особо. Колокол провожал прихожан в последний путь. Как-то особенно печально звучали колокола на Страстной неделе и как-то особенно радостно в честь Воскресенья Христова.

Церковная колокольня несла и гражданские обязанности. Тревожно и глубоко бил набат, оповещая народ о пожаре, и созывал селян на помощь. А всегда дежурившие на колонче члены пожарной дружины, каждый час отбивали время. И это, кстати, ведь тогда часы не в каждом доме имелись.

Запомнился ильинцам и хор православной церкви своим прекрасным звучанием. Руководитель его – регент – имел музыкальное образование. Хор многочисленный и многоголосый. В составе его были пожилые люди, мальчики и девочки. Мой сосед Батюков А.А. и два его сына пели в хоре вплоть до закрытия церкви. В этом хоре пела и создательница, руководительница народного хора Гневашева Наталья Ивановна. Новое песнопение певчие разучивали не с голоса, а с листа, по нотам. Если в селе случалась свадьба с певчими, а за них надо было платить особо, все село сбегалось на свадьбу послушать хор. Какие-то солнечные, небесные мелодии звучали на Пасху: «Христос воскрес из мертвых».

^ Глава 2. Репрессии против священнослужителей.

Но разрушали не только храмы, виновным оказались и верующие, священнослужители и их семьи. Они испытывали от существующих властей унижения, ущемление в правах. Работал в то время в храме Святого пророка Ильи священнослужителем Николай Михайлович Гашев (Приложение-6).

Ещё в 1918 году в Ильинском вспыхнул мятеж расквартированного там 10-го кавалерийского полка (Приложение-7). О жесткости этого мятежа можно судить по количеству жертв – в Ильинском и ближайших селах было убито и замучено около 800 активистов и сторонников советской власти. Вот почему, когда красные перешли в наступление, все, кто имел хоть малейшее отношение к этой кровавой бойне, поспешили уйти с Колчаком в Сибирь.

Уговаривали бежать и отца Николая. Убеждали, что красные не пощадят его. Но он остался. Не мог он бросить на произвол судьбы свою большую семью. Да и вины за собой не чувствовал. И вот, когда части Северного экспедиционного корпуса с боем ворвались в Ильинское, отец Николай даже прятаться не стал. Спокойно ходил по улицам в своей длинной до пят рясе, вызывал изумление у красноармейцев. Для многих из них каждый поп был контрреволюционером, его надо было поставить к стене и «шлепнуть».

И то, чего так опасались родственники произошло. Ещё когда церковь действовала,30 декабря 1929 года, в селе Ильинском состоялось два собрания. На одном из них с лекцией «Был ли Христос?» выступил хорошо подготовленный человек из Перми. Как раз здесь на сходе был поставлен вопрос о немедленном закрытии церкви в селе.

В одно и то же время с этим атеистическим сходом священник отец Николай вместе с церковным служителем и церковным старостой собрали в храме верующих. Неизвестно, сколько людей слушало лектора-атеиста из Перми, а в храме как записано в рапорте оперуполномоченного, присутствовало более 400 человек – чуть ли ни все верующие прихода. Определив это как «помольное антисоветское сборище», Ежов обвинил Н.М. Гашева в антисоветской агитации. Нашлись и свидетели. Один из них показал на допросе: «Священник Гашев вел яростную агитацию среди верующих, говорил, что надо, во что бы то ни стало, отстоять церковь, призывал биться за нее с советской властью до последней капли крови, указывая при этом на первых христиан, принимавших смерть за веру…»

А вот показания курсантки-батрачки: «Священник Гашев ходит по приходу с иконой Богородины, говорит родителям, чтобы они не пускали детей в комсомол, потому что ничему хорошему их там не научат…» нашелся свидетель, который заявил, что отец Николай агитирует против колхозов. А учитель пения Ильинской школы, кстати, в прошлом сам священник, отрекшийся от Евангелия, заявил, что отец Николай и вообще вся церковь мешают проводить правильное воспитание детей.

^ Из воспоминаний внука Н.М.Гашего:

«…Деда своего Николая Михайловича я никогда не видел, потому что я родился через три года после его гибели. До 1953 года, когда умер Сталин, имя деда, насколько мне помниться, вообще не упоминалось в нашей семье. Родители, как я понял позже, сознательно ограждали нас, своих детей, от всяких воспоминаний о деде-священнике. Они хлебнули немало горя. Отец, Владимир Николаевич, например, был потрясен, когда в Ильинском застрелился шестнадцатилетний Алеша, младший сын в большой семье Николая Михайловича и бабушки Капитолины Андреевны, - у них было шестеро сыновей и три дочери. Говорят, девушка, которую любил Алеша, посмеялась над ним при людях, бросила в лицо, что не желает иметь ничего общего с поповским выкормышем.

Поповское происхождение больно ударило в юности и по моему отцу Владимиру. Он мечтал стать врачом. Вместе со старшим братом Николаем успешно сдал вступительные экзамены и уже начал учиться на первом курсе медицинского факультета нашего Пермского университета, но окончить университет ему не дали. Его, сына священника, исключили в 1922 с клеймом: « Социально чуждый элемент»

Только во времена хрущевской «оттепели», когда социальное происхождение родителей уже не могло повлиять на будущее их детей, отец показал нам, старшей сестре Кате, мне и младшему Боре, единственную сохранившуюся у него фотографию нашего деда Николая Михайловича.

Арестовали деда зимой 1930 года. Из Ильинского привезли в Пермь, в тюрьму на Разгуляе. Отец один раз добился свидания с ним. Представьте себе грузного, совершенно белого старика, с трудом передвигающего ноги; у деда были две тяжелые болезни – атеросклероз и выпадение прямой кишки. Не прошли бесследно и испытания, связанные с арестом, и этапирование по зимней дороге из Ильинского, а Пермь. Прибавьте к этому еще допросы с пристрастием, которые следователи тех лет почему-то любили проводить в ночное время.

- Я собирался подбодрить его, - рассказывал отец. – А как увидел, не выдержал и заплакал. Тогда он сам стал меня успокаивать, утешать. О маме расспрашивал, обо всех наших. Передай, говорит, что я чувствую себя хорошо. Ничего плохого, слава Богу, мне не сделали, и сделать не могут…

И еще один эпизод из рассказа отца врезался в память: как бабушка Капитолина Андреевна получила разрешение навестить деда в лагере. Сначала она разговаривала с начальником лагеря. Он предупредил: дед очень плох, ни сегодня завтра умрет.

- Знаешь, какой совет дал начальник маме? «Если не хотите, чтобы старика бросили в общую яму, сегодня же закажите гроб и могилу…» И вот, представляешь: мама нашла его в бараке и еще с живого сняла мерку для гроба.

Какое же преступление для советской власти совершил отец Николай? В чем его вина? За что этот старый, больной человек принял мучительную смерть за колючкой.

Ближайшие родственники Николая Михайловича – его жена Капитолина Андреевна, его дети Николай, Александр, Сергей, Алексей, Анатолий, Владимир, Мария, Валя, Юля, которые больше всего пострадали тогда, в 30-ые годы, увы, уже не получат ответы на эти вопросы.

Претворение в жизнь декрета об отделении церкви от государства в Ильинском районе проходило так же, как и в целом по всей стране. Это одна из страниц истории, напоминание живущим и будущим поколениям о трагических уроках, которые нельзя повторять…».

^ Глава 4. «Возрождение храма».

Я поставил данный заголовок в кавычки, потому что назвать эти слова по – настоящему, наверное, уже никогда не придется. Да, администрация нашего района и простые жители делают многое для того, чтобы вернуть хотя бы треть той красоты, которая была.

В советское время наша церковь выглядела очень непристойно - одни стены, без окон и дверей. Старожилы села помнят, как совсем маленькие они бегали около этого храма, ожидая свой автобус. Вовнутрь зайти боялись. А вот мальчишки играли в войнушки, прятки. Люди постарше заходили туда «справлять нужду», распивать спиртные напитки. Помнит, как став уже взрослой, в храме вставили окна и двери. А всё потому, что нужно было, где где-то расположиться местному универмагу, т.к. здание универмага закрыли на ремонт. После ремонта внешний вид храма вскоре вернулся в исходное положение. Замки были сломаны. Рамы растащили, а некоторые выбили местные мальчишки.

Времена перестройки принесли большие перемены. Наш посёлок всё больше преображается. Приезжают туристы, а церковь стоит почти в центре посёлка. И администрация района выделяет средства на реставрацию храма, и спонсоры, и «работают» социальные проекты, различные благотворительные акции.

Сейчас в храме сделан частичный ремонт, снова вставили окна, двери. Фасад здания украшен красивыми баннерами религиозной тематики.(Приложение-8) Повесили мемориальную доску.(Приложение-9) Летом у входа цветут цветы в клумбах. В главный праздник нашего посёлка, Ильин день, богослужение проходит именно здесь в Храме Святого пророка Ильи.(Приложение-10) И уже ни у кого не поднимается рука кинуть камень в стекло или сделать непристойную надпись на его стенах.

Заключение.

Храм — это уникальное место, куда человек всегда может прийти и в горе, и в радости, чтобы попросить у Бога помощи, мира, терпения. В течение многих лет в этот дом Божий люди несут свои скорби, беды, радости и получают утешение и назидание. Неслучайно в старину церковь называли «лечебницей души», ведь она помогает человеку воспитать в себе самое лучшее, ценное, укрепиться в нравственности и добре.

Хочется, чтобы наш старинный храм вновь стал архитектурной жемчужиной Ильинского, его колокольный звон разносился бы по всей округе, будя в сердцах людей лучшие стороны их души, призывая к Богу и очищению! ( примерно такую мечту видно на монтированной фотографии, опубликованной в местной газете «Знамя» (Приложение-11).

На основе собранного материала о Храме Святого Пророка Ильи, я убедился в уникальности храма нашего посёлка, который имеет свои интересные факты строительства, развития и возрождения в разные периоды нашей страны, о деятельности священнослужителей, а также прихожан, оказывающих помощь храму со своей стороны.

Кроме того, я убедился в том, что церковь играет важную роль в жизни каждого человека. Положительное отношение к вере и в высшую Справедливость, любовь к Богу, делает нас добрее друг к другу, она учит нас быть милосердными к тем, кто нуждается в помощи.

В заключение хочется привести слова Владыки Викентия: «Мы живем в благодатное время. Если наши отцы смотрели, как разрушаются храмы, а порой и сами участвовали в этом разрушении, то нашему поколению дана возможность восстанавливать и собирать утраченное, возрождать старинные храмы и строить новые церковные здания. И мы должны этой возможностью воспользоваться в полной мере».

Источники и список литературы:

1.Виноградова М.- Ильин день в Ильинском.- Пермь, печатный салон «Гармония»,- 2009г.

2. Гашев Н.-Гашев Николай Михайлович.// Звезда.-14 декабря 2002.-С. 34.

3. Зеленин А.- Пермь и Пермский край. - Пермь.Изд-во«Пушка».-2009г.-С.27.

4. Краснова С, Кожокарь С., -Ильинский родничок. -Верещагино, Пермского края:2010 г.- С.15-16.

5. Коробова Г.- Ильин день в Ильинском// Знамя.- 4 августа 2010г.- С.12.

6. Кутьев О. – Ильинский. Страницы истории.- Пермь. Изд-во «Пушка».- 2004г.-С. 111.

7. Щурикова З.,- Против церкви и верующих// Знамя. – 11 ноября 1996 г. – С.32.

8. Из воспоминаний директора школы №1 Серебровой Н.А.

9. Из воспоминаний старейшего учителя Чернопазовой К.И.

10. Копии архивных документов.

Приложение 1

Макет церкви в Ильинском краеведческом музее.
Приложение 2
Известный писатель П.И. Мельников-Печёрский

Приложение 3

Разрушение храм Святого Пророка Ильи

Приложение 4

Уникальная фотография, принесенная ученицей моей мамы. На обороте надпись: « Нарушают нашу церковь». Фотография хранилась в семейном архиве прабабушки Михалевой Марии.( передана в музей)

Приложение 5.

Внешний вид храма в советский период (осталась только трапезная)

Приложение 6

Воспитанницы женского училища с Н. Гашевым

Приложение 7
Расквартированный в с. Ильинском 10й кавалерийский полк.

Приложение 8
Вид храма Святого Пророка Ильи 2008 год

Вид храма Святого Пророка Ильи 2010г.( стены храма побелили, у входа стоят клумбы, сделаны внутренние ремонтные работы)

Приложение 9
Мемориальная доска на стенах храма

Глава Ильинского муниципального района Радыгин В.А. возлагает цветы к мемориальной доске в Ильин день - главный праздник посёлка (2009г)

Приложение 10
Празднование главного праздника посёлка Ильина дня.

Приложение 11
Фотоколлаж,( автор М.Виноградова, В.Симонов).


Источник: http://litcey.ru/istoriya/17394/index.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Открываю мир» Пожелания для призывника в армию шуточные

Международные конкурсы исследовательские работы открываю мир Международные конкурсы исследовательские работы открываю мир Международные конкурсы исследовательские работы открываю мир Международные конкурсы исследовательские работы открываю мир Международные конкурсы исследовательские работы открываю мир Международные конкурсы исследовательские работы открываю мир Международные конкурсы исследовательские работы открываю мир